Революция металла, которой у нас не было

Григорий Ваулин: «Металл в стране есть, потребитель – тоже, цены вполне приемлемые, но разорвана цепочка: производитель – поставщик – проектировщик — строители. Нет полного цикла. Все разрозненно. Безусловно, ситуация постепенно начинает меняться к лучшему, тем не менее традиции (в первую очередь — ориентация на оборонку), которые формировались в металлургической отрасли 50 лет, за три года никуда не испарились».

Догнать и перегнать Великобританию

Процесс возведения зданий с металлическим каркасом обладает рядом преимуществ: высокая скорость строительства, возможность проведения работ в любое время года, экономия на фундаменте здания ввиду меньшей нагрузки на основание. Однако, по данным Ассоциации развития стального строительства (АРСС), доля зданий со стальным каркасом в общем объеме многоэтажного строительства по итогам 2013 г. в России составила 13 %. Сегодня она не на много выше. У лидирующей по этому показателю Великобритании – 68 %.

В этой связи часто можно услышать мнение: дескать, такое отставание в первую очередь связано с меньшей огнестойкостью металлических конструкций, а наша страна по жесткости нормативов пожарной безопасности занимает вторую позицию в мире.  Впрочем, упомянутая Великобритания и тут опережает нас. Там ГОСТы просто драконовские, но это не мешает англичанам широко применять сталь в строительной отрасли.

Иными словами, не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь не стоит на месте, сегодня в распоряжении застройщиков появилось достаточно материалов по огнезащите несущей конструкции. Кстати, не так давно АРСС  выпустила брошюру в помощь проектировщику, в которой изложены варианты, объясняющие, как можно добиться желаемой огнезащиты металлической конструкции. Первый и самый дешевый способ – это специальные покрытия, позволяющие уберечь колонны и балки от высоких температур. Кроме того, существует конструктивная защита – тот же гипсокартон или штукатурка.

На наш взгляд, это не главный сдерживающий фактор применения металлических конструкций при возведении объектов недвижимости. Основная причина заключается в том, что после Второй мировой войны сталь была признана в нашем государстве стратегическим материалом. И оставалась таковой достаточно долгое время. Кстати, изучая эту проблему, мы однажды наткнулись в архитектурном бюро «Остоженка» на архивные документы, среди которых, в частности, мы обнаружили выговор проектировщикам 60-70-х гг. за перерасход металла. Там же была и рекомендация: бетон используйте в любом количестве, а сталь — только по мере необходимости.

Но все это уже в прошлом. Как известно, после распада СССР продукция наших бывших оборонных предприятий хлынула за рубеж. Все шло на экспорт. Однако в последние годы ситуация в корне поменялась. Металлургические заводы столкнулись с трудностями иного порядка. Их предложение уже не столь востребовано на Западе, сталеварам все чаще приходится искать варианты сбыта на внутреннем рынке. И тут возникает проблема. Металл в стране есть, потребитель – тоже, цены вполне приемлемые, но разорвана цепочка: производитель – поставщик – проектировщик — строители. Нет полного цикла. Все разрозненно. Безусловно, ситуация постепенно начинает меняться к лучшему, тем не менее традиции (в первую очередь — ориентация на оборонку), которые формировались в металлургической отрасли 50 лет, за три года никуда не испарились.

Мега-«Лего»

Зато качество тоже традиционно остается высокое. Во всяком случае достаточное для строительства надежных зданий. Как известно, нет материала более прочного, чем сталь. Она характеризуется весьма высоким коэффициентом, показывающим отношение прочности материала к его плотности (у железобетона этот показатель, например, в 10 раз меньше). Вопрос в том, насколько сложно соорудить ту или иную металлоконструкцию. Оказывается, технология здесь не самая сложная и для металлургов, и для строителей.

Схематично процесс выглядит так. Двутавровая балка поставляется производителем на завод металлоконструкций, там обрабатывается по конкретным чертежам КМД (конструкции металлические деталировочные), далее изделие доставляется на стройку, бригада монтажников все это собирает на болтах. То есть процесс стройки превращается в процесс сборки. Это как конструктор «Лего», только с большими пневмоключами и огромными болтами. От сварки в своих проектах мы отказались, потому что, во-первых, на болтах быстрее (примерно в три раза); во-вторых, опытный сварщик – это большой дефицит. К тому же охрану труда и эксплуатации никто не отменял (когда, например, строится дом и вниз летят искры, и от возгорания никто не застрахован).

В качестве примера можно привести ЖК «Ривер парк». В рамках этого комплекса строятся пять объектов с использованием металлического каркаса: два паркинга и три башни апартаментов. Паркинг в шесть этажей (15 000 кв. м) «собрали» за два месяца. А с бетоном пришлось бы повозиться полгода (или как минимум четыре месяца). Как ни крути, но скорость возведения объектов увеличивается в два раза.

Впрочем, у плоскостных объектов сборка несложная. Жилые корпуса строятся по другой технологии, о которой мы еще расскажем, но в любом случае срок возведения таких домов сокращается на 20-40 %.

«И опыт, сын ошибок трудных…»

Если бросить ретроспективный взгляд на историю строительства с использованием стальных конструкций, то можно с удивлением обнаружить, что первые объекты были возведены еще в девятнадцатом веке, в Америке и Англии. Толчком к появлению новых на тот период технологий стало активное развитие металлургической отрасли этих стран.  Заводы производили дешевую балку, которую стали поставлять на стройки. В это время американский архитектор Уильям Ле Барон Дженни предложил новаторскую технологию, в соответствии с которой впервые использовали несущий каркас из металла. Так появился первый небоскреб (1885 г.). Это было здание страховой компании в Чикаго, просуществовавшее до 1931 г. Первоначально оно имело всего 10 этажей и высоту 42 м, позднее надстроили еще два и «подняли» небоскреб до 54,9 м.

Наши современные высотки в ММДЦ «Москва-Сити» тоже планировалось посадить на металлокаркас. И к этому стремились, главным образом, не из-за скорости строительства, а из-за легкости конструкции (представьте, какие грунты в «Сити», стоящем рядом с Москвой-рекой). Но эту технологию применили только при сооружении «Евразии» и «Башни на Набережной». Не привыкли наши строители к металлу. Проще лить бетон. И рабочие на него заточены, и проектировщики. А что говорить о жилых домах, если офисы строят из бетона, где металл должен быть априори.

Впрочем, применение новых технологий в строительстве — это еще и вопрос квалифицированной рабочей силы. Мы, например, для своих проектов кропотливо, по крохам собирали специалистов. Создали собственное конструкторское бюро. Сегодня в нем работает восемь человек. Тем не менее одна компания не в состоянии кардинально развернуть рынок лицом к металлоконструкциям. Нужна среда, те самые традиции.

В этом смысле в России все только начинается. Над темой расширения применения металлокаркаса в гражданском строительства уже работают заводы «ЕВРАЗ», «Мечел», «Северсталь», «ОМК», проводятся всевозможные конкурсы, выставки, издаются учебные пособия… Со временем это, безусловно, принесет свои плоды.

На самом деле, немало было сделано еще в СССР. В частности, были созданы крупные монтажные организации (мы до сих пор пользуемся их опытом), построены знаменитые дома-книжки на Арбате, ГУМ, Шуховская башня. Вообще, архитекторы любят металл, потому что он создает ажурность, он понятный, гибкий, пластичный. Не случайно уже в наше время на олимпийских стройках было использовано колоссальное количество металла. Словом, специалисты, работающие в этом направлении, монтажники, у нас еще остались, но их не так много. В основном это люди из российского треста «Стальконструкция», который просуществовал до начала 1990-х. От него отпочковались коммерческие фирмы, в которых до сих пор работают высокопрофессиональные сотрудники с уникальным опытом, и этот опыт нужно обязательно сохранить и приумножить.

По материалу журнала Development Estate: практика,  анализ, технологии: http://de-pat.ru/2017/09/26/революция-металла-которой-у-нас-не-был-2/ 

ТАКЖЕ В РАЗДЕЛЕ